В нашей культуре все, что относится к злости, агрессии – вне закона. Злиться – это нехорошо, неправильно, некрасиво. Порядочные, воспитанные люди умеют себя держать в руках. Получается, подавлять свою злость – правильно, выражать ее – нет.
И все же хочется разобраться в этом вопросе. Злость, агрессия изначально присуща человеку как биологическому существу. Агрессия существует и в мире животных, ее цель – охрана границ. Самцы отстаивают свою территорию и свою самку с помощью клыков и когтей. Самка защищает детеныша до крови – отчаянно и самоотверженно.
Когда же дело касается людей, то защищать свою физическую и психологическую границу становится некультурным фактом. А если этот тонкий интеллигентный человек еще и женщина, тут совсем беда. Есть большое количество женщин, которые страдают от чужой агрессии, а защитить себя не могут. Потому что защита себя в их восприятии связана чуть ли не с преступлением.
Все, как всегда, начинается с детства. Когда-то мама хорошей девочки внушала ей, что злятся только плохие мальчики и девочки, которых в конечном итоге никто не любит. Мама, которая, скорее всего, сама страдала от всевозможных притеснений, почему-то торопится передать термоядерное послание дочке. А для ребенка нет ничего страшнее, чем отлучение от родительской любви. Ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Если ребенка любят безусловной любовью – т.е. просто за то, что он есть, тогда у него формируется и крепнет ощущение собственной ценности и значимости. Он знает, что его любят, несмотря на ошибки и промахи, которые он делает. Родители могут быть расстроены или злиться на него в какой-то конкретной ситуации, но он знает, что это – временно. Все пройдет, и опять будет светить солнце.
Если же ребенка любят за то, что он хорошо себя ведет, или отлично учится, или выполняет домашнюю работу, у него складывается ощущение, что его любят только тогда, когда он хороший. Если он плохой, его лишат любви. Ребенку даже мысль об этом внушает ужас. Потому что лишение любви для него значит только одно – смерть. Ведь если не любят, значит – не заботятся, не защищают от опасностей внешнего мира и т.п.
Поэтому такие дети начинают сильно стараться, чтобы угодить человеку, от которого они зависят. Т.е. выполнять установки, которые, ничего не подозревающие о силе и глубине своих посланий родители, насыпают как из рога изобилия. И чем тоньше и чувствительней ребенок, тем усерднее он исполняет родительские заветы.
Но вернемся к злости. Когда девочке внушают, что злиться – это плохо, она изо всех сил начинает стараться эту злость подавить. При этом злость – это не воздух, а заряженная энергией эмоция. Я помню из школьного курса физики, что энергия никуда не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое. Следовательно, ее надо куда-то «пристроить». Какое-то время злость может «копиться» где-то внутри. Потом резервуар переполняется, и… Варианты могут быть опять самые разные.
Во-первых, злость можно «сбрасывать» на тех, кто слабее, зависит от тебя и не может ответить. На детей и животных, например. Этот путь, к сожалению, напоминает вечный двигатель. Я поясню: избавившись от злости, человек впадает в чувство вины. А чувство вины перерастает в новую агрессию. Так уж мы устроены.
Есть и более изощренные варианты избавления от неприятного раздражающего чувства. Сплетни, клевета, колкости, подставы, нечистая конкуренция – это скрытая агрессия. Этим чаще ею грешат именно женщины – ведь у них, как правило, более жесткое табу на злость, чем у мужчин. И как бы нам это не нравилось, агрессии нужно находить «выход», и она его находит.
Самый иезуитский вариант – это когда человек с жесточайшим запретом на злость начинает «складировать» ее в своем теле. И тогда бедное тело, не в силах выдерживать мегатонны злости, начинает вопить, сигнализируя о своем несчастье спазмами, зажимами и психосоматическими заболеваниями. Часто люди пытаются лечиться медикаментозно, но если не работать с первопричиной – неумением отреагировать свою злость, проку будет мало.
«Что же делать?» – спросите вы. Неужели нужно орать на обидчика? А если это человек, кому просто опасно выражать свою злость? Начальник, милиция и другие общественные институты, от которых зависит жизнь, свобода и карьера?
Самое поразительное заключается в том, что наиболее важное – это легализовать свою злость, т.е. признаться себе: «Я сейчас злюсь». Просто признать этот факт (кстати, появившиеся при этом чувства являются весьма диагностическими для психолога. Может появиться стыд за свою «нехорошесть», вина перед……да мало ли перед кем!, злость на тех, кто заставлял сдерживать злость и т.п.) Нужно научиться спокойно выдерживать тот факт, что злиться – это нормально, и все люди злятся, и даже наши дети имеют право злиться на нас. А это уже немалая работа!
После легализации (т.е. осознавания чувства) попытаться относиться к злости не как к смертному греху, а как …. к симптому, что что-то происходит не так. Кто-то продавливает мои границы? Хочет использовать меня? Пытается мной манипулировать? Хочет заставить делать то, что я не хочу?
Просто научитесь говорить твердое «нет» и отныне дайте себе право стоять на страже собственных границ. И тогда не придется сдерживать себя годами, мучая свое тело и «сливая» недовольство на тех, кто совершенно не виноват. Не нужно будет терпеть до бешенства. Вы прислушаетесь к своей злости и поблагодарите ее за сигнал.
Есть масса способов «сбрасывать» свою злость, не причиняя никому боли. Главное – представить себе образ обидчика и хорошенько его отлупить. А будет ли вместо реального человека пенек в лесу, или боксерская груша, или мишень для метания снежков – это уже неважно. Психике достаточно образа и физического действия, и она сама освободит вас от гнева. Помните? «Энергия никуда не исчезает». Зато ее можно «определить» на новое, безопасное для себя и других место жительства.
Вероника Хлебова
опубликовано в блоге http://profitpsy.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий