Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя. Л. Н. Толстой
четверг, 9 июня 2011 г.
Как избавиться от обид?
Наши обиды всегда в прошлом!
Нас спрашивают, счастливы ли мы, и мы задумываемся. Ответы напрашиваются либо самые шаблонные, либо вызывающие явное сомнение.
А вот спроси нас, обижены ли мы, — абсолютное большинство ответит, не мешкая, и утвердительно. Так что же это за страшный зверь — обида? Неужели жизнь без обид невозможна? Вовсе нет. И для начала
• определим обиду как внутреннее неприятие того или иного прошедшего события.
Другими словами — это момент, принадлежащий прошлому.
Я намеренно выделяю слово «прошлое», поскольку именно в нем таится один из ключиков к разрешению нашей проблемы.
Давайте задумаемся, чем же мы недовольны? Фантомами прошлого, которых уже нет? Собой? Сделали что-то не так, сказали что-то не то? Но ведь этого всего уже нет! Страдать по поводу того, что уже случилось, что невозможно изменить, — более чем глупо. А потому
• не позволяйте прошлому довлеть над вами
Помните, что в настоящем хозяин положения — вы, и только вы! Сегодня и сейчас вы способны менять действительность по собственному усмотрению. Если вас гложет обида, нанесенная вами кому-то в прошлом, исправьте ее сегодня! Пойдите и извинитесь. Или подарите этому человеку какой-нибудь пустячок, напишите письмо, позвоните. Одного такого поступка хватит, чтобы покончить с обидой. Если же обидели вас, то раз и навсегда уясните:
• обижают лишь тех, кто внутренне готов обидеться.
Если упрек заслуженный, его следует принять не как обиду, а как урок. Можете даже поблагодарить своего обидчика — не вслух, так мысленно.
Если же упрек незаслуженный, его просто не следует воспринимать всерьез.
К примеру, мне сказали гадость. Сказали, не подумав, о легкомыслию или в сердцах. На что же мне обижаться? На слова, цену которым я знаю и которые никак к себе отнести не могу? На выплеск злых эмоций? Но ведь это не мои эмоции, это эмоции постороннего человека. Я могу его пожалеть, могу понять и что-то даже посоветовать, но если в его оскорблении не было ни малейшей правды, я останусь спокойным и забуду о сказанном уже через несколько минут.
Поймите, в ваших силах не придавать значения тому, чему придавать значение не следует.
• Негодовать по поводу прошлого — величайшая нелепость, ибо ваши запоздавшие негативные эмоции не находят выхода и возвращаются к вам же. Либо исправляйте ошибки в настоящем, либо делайте вывод на будущее.
Учитесь прощать тех, кто досадил вам, умейте прощать и себя, поскольку носить обиду можно бесконечно долго — и Процесс этот столь же болезненный, сколь и бессмысленный. Бывает так, что прошлое успевает вытянуть из вас столько энергии, что, потратив лишь малую ее часть в настоящем, вы в состоянии были бы исправить сотню аналогичных ошибок.
Терзаясь минувшим, вы играете роль собственного обидчика, терроризируя свою нервную систему, заслоняя картинами прошлого сегодняшнюю реальность. А ведь именно в этой реальности вас ежедневно караулят счастливые моменты, которые вы упускаете только потому, что не замечаете их.
Следует уяснить, что апеллировать к не самым приятным эпизодам из прошлого можно лишь с одной-единственной целью — чтобы разобраться в первопричинах случившегося и вынести для себя урок.
• Урок — та самая энергия, которую вы извлекаете из колючей скорлупы Обиды.
Вы разряжаете ее и делаете безопасной, переправляя в архив памяти. Урок же остается с вами, но это уже позитивная энергия, это опыт, который позволит вам в настоящем и будущем не повторить сделанного однажды промаха.
Запомните формулу: и прошлое, и будущее являются слугами настоящего.
Мы живем в настоящем, используя опыт прошлого и согреваясь мечтой о будущем, но свою судьбу мы делаем не завтра и уж тем более не вчера — свою судьбу мы куем сегодня и сейчас.
Не забывайте и другое: как прошлое, так и будущее способны вытягивать из нас энергию, но могут и подпитывать. Так, люди творческого склада, мечтая или вспоминая, зачастую просто подзаряжаются, превращая виртуальную энергию в нечто полезное и осязаемое. В силу специфики их профессии они способны обратить себе на пользу даже энергию горестей и обид, и все-таки это не правило, а скорее исключение.
Чаще всего горечь прошлого и страх перед будущим легко и просто сжигают наше с вами «сегодня». И пока мы не достигли совершенного контроля над собственными эмоциями, целесообразно руководствоваться простым и надежным правилом:
• «Жить будущим — значит не жить в настоящем, а жить прошлым — значит не жить вообще».
Мы слишком долго ругали тех, кто «живет одним днем», отчего-то не задумываясь над сутью этого определения. Но «лучезарное завтра» невозможно построить на руинах сегодняшнего дня.
Наше «сегодня» - это фундамент нашего «завтра».
От того, насколько он прочен и надежен, будет зависеть великолепие постройки.
Подтверждение этому вы легко найдете, вспомнив свое детство. Счастливы те, у кого в юные годы были добрые отношения с родителями, хватало верных друзей и неповторимых впечатлений.
Значительно сложнее тем, кого прошлое не может подзарядить, напоминая лишь об унижениях, горестях и обидах. О таком детстве частенько предпочитают забыть вовсе, начиная жизнь сызнова, выстраивая отсутствующий фундамент практически с нуля.
У кого-то это получается, у кого-то не очень. Прискорбно, что, страдая в настоящем, люди зачастую предпочитают пассивно надеяться, что вот в будущем они наконец-то возьмут свое.
Увы...
Цепь испытаний способна прерваться лишь в тот день, когда вы впервые поймете, что этот день — неповторимая часть вашей жизни, что только от вас зависит, будете ли вы улыбаться в этот день или снова решите отложить все на завтра и послезавтра.
Еще раз напомню высказывание древних: «Как мы проживаем один день, так мы проживаем всю жизнь», и только сегодняшняя улыбка может подарить вам хорошее настроение завтра. Само по себе и ниоткуда оно не придет.
Хорошее настроение следует взращивать, как драгоценную орхидею, и, поверьте, в вашей власти начать это делать сегодня и сейчас.
Обида как следствие скуки
Благодаря средствам массовой информации — газетам, телевидению, Интернету — человечество все более начинает осознавать себя единым целым, и если раньше все наши проблемы сводились к перечню собственных невзгод, то сегодня к этому списку добавились беды всей планеты. Каждый день мы узнаем, что где-то разбился самолет, произошел очередной террористический акт, погибло такое-то количество людей. В итоге внимание с собственных (иногда чрезвычайно важных) проблем переводится на проблемы общественные.
Чаще всего мы не можем помочь ничем конкретным, однако наши эмоций вполне полноценны. Проигрыш любимой команды, бракоразводный процесс кинозвезд, неудавшиеся выборы в соседнем государстве — все способно стать причиной самых серьезных переживаний. При этом,
• переключая энергию на внешние события, мы бросаем на произвол судьбы самих себя.
Можно вспомнить ставшее известным еще в советские времена изречение про Гондурас. Дескать, жена, дети, работа — это ладно, а вот как там дела в Гондурасе? Подобная беззаветность умиляла и даже вызывала некоторое уважение, но давайте вспомним, что в это же самое время ваша собственная страна сползала в пучину нищеты, люди отучались работать, цена человеческой жизни падала с каждым годом.
И снова следует прибегнуть к правилу «золотой середины». Конечно, нельзя быть равнодушным к чужому горю, но
• если вы равнодушны к самим себе и близким вам людям, то можно с уверенностью сказать, что и ваше сочувствие далеким народам мало чего стоит.
Об этом метко говорилось в одной из песен В. Высоцкого: «И мы сочувствуем слегка — погибшим, но издалека». Одной этой фразой сказано все. Трагедия всех революционеров в том и заключалась, что они желали счастья для абстрактного большинства за счет несчастья вполне конкретного меньшинства. В результате страдали все, и в первую очередь сами революционеры. Жизнь и тут шла навстречу внутренним устремлениям человека. Если кто-то самоотверженно бился за спорные идеалы, этот кто-то в список «отверженных» и рисковал угодить первым.
• Еще один феномен сегодняшнего времени — это умение обижаться на абстрактные вещи.
Трудно сказать — хорошо это или плохо, но те же средства массовой информации позволили нам сравнивать свою жизнь с соседями, приучили ежедневно «смотреться в коллективное зеркало». Мы стали поносить время и власть, научились завидовать тому, чего никогда не видели, привыкли обижаться на более благополучные страны и презирать менее богатые. Телевидение и газеты превратились в своего рода регулировщика, указывающего направление, в котором следует выплескивать ежедневную порцию энергии. И не так уж это было бы страшно, однако с появлением подобного «указующего перста» наше неприятие мира существенно усилилось, а попутно возрос и расход энергии, столь необходимой нам самим.
Увы, достигнув небывалого прогресса во многих областях своей деятельности, человечество так и не решило своей главной проблемы, и на рубеже Х1Х-ХХ веков мы впервые столкнулись с явлением массовой фрустрации. О данном феномене много писал австрийский психолог Виктор Франкл. Суть его размышлений сводилась к тому, что если стремление человека обрести смысл жизни остается нереализованным, то он ощущает фрустрацию (душевную пустоту). Этот же психолог неоднократно подчеркивал, что
напряжение является одной из неотъемлемых частей нашей жизни.
Без эмоциональной насыщенности и взрывного высвобождения ежедневных «энергетических пайков» человек просто не может обходиться. Парадоксально, но факт: ли¬шенные острых переживаний, мы вовсе не становимся спокойными и умудренными. Напротив —
• самыми изощренными способами люди будут измышлять замену недостающих жизненных элементов,
используя наряду с разумными занятиями (спорт, походы, экстремальные профессии, напряженный труд, азартные хобби) и откровенные суррогаты (наркотики, алкоголь, преступления, конфликты, бесконтрольный секс, обиды и пр.).
Еще раз повторю замечательную истину: «Как мы про¬живаем один день, так мы проживаем всю жизнь». И каждый день Вселенная одаривает нас «энергетическим пайком», который следует расходовать рачительно и разумно. Но если с получением энергии дело обстоит более или менее благополучно, то абсолютно иная картина наблюдается с последующим ее расходом. Мы чувствуем свои силы, мы хотим их применить, но не знаем как и куда. Отсюда — та самая фрустрация, о которой писал Франкл. Чтобы избежать путаницы в понятиях, особо отмечу, что пустота Пустоте — рознь. Если
• под фрустрацией понимается факт внутренней незаполненности человека, связанной с нежеланием или невозможностью обрести смысл и цель,
то Пустота, вызывается вполне осознанно, превращаясь в инструмент обретения искомого смысла.
Таким образом, можно сделать вывод, что
• чаще всего фрустрация является результатом человеческой бездеятельности, в то время как искусственное создание Пустоты уже само по себе является благим действием, призванным помочь человеку в привлечении необходимых знаний и откровений.
Следовательно, Пустота может быть и полезной и опасной, в зависимости от того, чем мы собираемся ее заполнять. Мы можем заполнить «опустевший сосуд» нашего сознания «живой водой», а можем — «мертвой». Человек уставший, опустошенный и разуверившийся может совсем опустить руки. Чем при этом будет заполняться его «жизненный сосуд»? Да чем угодно.
Совершенно иначе поведет себя человек, которому небезразлична собственная судьба. Волевым образом высвобождая «сосуд», он будет вновь и вновь фильтровать энергию приходящих знаний, угадывая среди них максимально соответствующие его душевному складу. Таким образом, мы воочию наблюдаем две модели поведения — активную и пассивную. В самом деле.
можно не знать собственной цели, но все-таки искать ее.
Дорогу осилит идущий, и поиск своих путей мы должны проводить по возможности активно, в противном случае — найдите в себе мужество признать, что, пребывая в пассиве, вы опустошаете не только себя, но и окружающее вас пространство.
Если ваши претензии чрезмерны, а отдача равна нулю, вы рискуете потерять связь с реальностью. Не слишком ценя друзей, вы очень скоро лишитесь их вовсе, не испытывая любви к работе, потеряете последние заработки, презирая деньги, будете прозябать в нищете, а безосновательно предъявляя миру сверхвысокие требования, не желая принимать его таким, каков он есть, вовсе потеряете с ним связь и опуститесь на мирское дно. Сработает все тот же суровый постулат:
Либо мы принимаем этот мир, либо он не принимает нас.
Но вернемся к разговору об обидах.
Подводя итоги уже сказанному, можно констатировать— почву для обид готовим мы сами, потому что :
• мы нуждаемся в событийной насыщенности и не приемлем эмоциональной статики;
• эмоционально обедненная жизнь произвольным образом создает внутри нас некое разряженное пространство;
• не вынося пустоты, мы лихорадочно начинаем заполнять это разряженное пространство, чем попало, всем, что окажется под рукой.
К сожалению, чаще всего под рукой оказываются множественные суррогаты. И чувство опустошенности толкает людей на приобретение массы безрассудных привычек, как-то: курение, алкоголь, чревоугодие и конечно же упоминаемые выше обиды.
Хочу подчеркнуть особое коварство обид.
• Они позволяют людям с избытком наполнять собственную жизнь недостающими переживаниями, сильными эмоциями.
Именно так зачастую объясняются повышенная любовь к слезам и истерическим выходкам, тяга к конфликтам и созданию надуманных врагов, готовность к ежедневным переживаниям по любому пустячному поводу.
Если в прошлой главе мы говорили о бессмысленности обид во временном отношении, то теперь поговорим о спровоцированной ими «утечке» энергии. В самом деле, расход энергии, безвозвратно утекающей в прошлое, порадовать никак не может, но еще больший вред приносит тлеющий очажок обиды, который на протяжении длительного времени подрывает наше здоровье, ложными картинками заслоняет наши истинные перспективы. Конструкция, испытывающая длительное напряжение, рано или поздно дает трещину, и нечто подобное происходит с нашей психикой. Более того, человек, лишенный жизненных переживаний, может воспринимать ощущение обиды как должное. Он сгорает в буквальном смысле, не ведая, что суррогатное горение не приносит ему тепла, способствуя исключительно самоуничтожению. Что же делать?
• Прежде всего, необходимо осознать пагубность и нелепость любого рода обид.
Нельзя обижаться на то, чего уже нет. Столь же нелепо обижаться на обстоятельства. Да, мы родились не в самом совершенном мире, но бывают ли миры совершенные? Вам кажется, что за рубежом живут лучше? Увы, это одна из многих иллюзий, вызванная нашим невежеством и нашим неосознанным желанием обижаться и завидовать. Всегда лучше там, где нас нет. К тому же
• дефицит событий в нашей однообразной жизни не дает нам эмоционально разрядиться.
Нам нужно выплеснуть куда-то невостребованную энергию, и, лихорадочно озираясь в поисках подходящих объектов, мы конечно же не находим. Один из объектов нам требуется, к примеру, в качестве эталона, которому можно позавидовать, второму объекту отводится роль козла отпущения. Таким образом, мы умудряемся, избежав какой-либо утомительной деятельности, найти применение своей энергетике.
Используя ее разумно и активно, мы могли бы выстроить дом, выучить язык, найти друзей, повысить уровень образования, но данные цели подразумевают физические подвижки и реальные шаги, на которые мы не решаемся. Куда проще развивать деятельность сугубо виртуальную, не ударяя пальцем о палец. Подходящих объектов — навалом! Плохой строй виноват в том, что мы неблагополучны, а хороший строй есть, да не у нас. Вот если бы мы жили там, тогда бы — да!
Словом, причины для зависти находятся без особых проблем, хотя дело тут даже не в причинах, а в желании их обнаружить.
• Обида является достаточно сильным переживанием, чем и притягивает к себе людей.
Но, увы, заполняя себя подобного рода негативными эмоциями, мы превращаем собственную душу в мусорную корзину, а жизнь - в подобие застойного болотца.
Все вокруг течет, все изменяется, и только мы стоим на месте. Нас держит вязкая обида. А всего-то и нужно понять, что причина кроется в нашей эмоциональной ненасыщенности.
Вы можете и должны быть сильными и привлекательными!
Страдая от событийного дефицита, мы цепляемся за обиду, как за спасительную соломинку.
Между тем альтернатива имеется всегда, и все, что от нас требуется, это прежним суррогатам предпочесть здоровые заменители.
Зловредная обида клейкой маской застывает на нашем лице, своевольно изменяет черты.
Обиженных людей видно издалека, и, увы, роль симпатичных им не очень удается. Само собой, это существенно влияет на отношение окружающих. Уже само наличие обиды свидетельствует о заниженной самооценке. Я хуже — и потому имею право завидовать. Я слабее — и потому обижаюсь на тех, кто сильнее. Но разве кто-нибудь хочет в действительности быть плохим и слабым? Конечно же нет! Значит, этот порочный круг следует во что бы то ни стало разорвать.
Примите это, и у вас исчезнет повод обижаться. Зачастую одного внутреннего настроя бывает достаточно, чтобы внешние обстоятельства переменились к лучшему
Скажем, вы позвонили своему другу, поинтересовались его успехами, а в ответ услышали, что он устроился на замечательную работу, счастливо женился, получил баснословную премию. Последите за своей внутренней реакцией. Если укол зависти вас не миновал, разберитесь с ним, попытайтесь извлечь на поверхность, внимательно проанализируйте.
Да, вы испытали к своему товарищу зависть, но почему? Неужели вас больше обрадовало бы, если бы он претерпевал одну неудачу за другой? Но это же нелепо!
Выходит, для осознания собственной значимости вам нужен круг бедолаг и неудачников? Если так, то вы их обязательно получите!
Еще одной причиной зависти может являться невольное сравнение: почему у него так, а у меня иначе? Я не хуже, а значит, он не имеет права жить лучше меня.
Однако в этой ситуации не столь уж сложно поменять акценты.
Признав, что ваш друг действительно живет лучше вас, задайтесь вопросом: в чем именно заключается его преимущество перед вами? При этом спрашивайте себя не почему он живет лучше вас, а почему вы, такой хороший и неглупый, отзывчивый и работоспособный, живете хуже, чем он.
Возможно, это поможет вам найти ошибки в вашем мировоззрении, исправить их и в конечном счете, добиться успехов.
В любом случае у вас есть повод для радости.
• ведь друзья и близкие — это некоторым образом ваше продолжение, и, желая удачи им. вы желаете удачи себе.
Преуспевающий человек обычно заботится о семье, родителях, друзьях, знакомых... Было бы странно не ценить дружбу подобных людей. Если же вас не устраивает роль «второго», и только по этой причине вы готовы ненавидеть всех «первых», самое время разобраться со своими амбициями и притязаниями, сопоставив их с вашими реальными возможностями.
Только добившись баланса означенных категорий, вы устраните первопричину зависти и недоброжелательства. Снова и снова повторяйте себе, что весь мир — ваша проекция. Перестаньте мысленно костерить человека, на которого вы затаили обиду, и вполне возможно, уже на следующее утро, увидев вас, он улыбнется.
Прекратите именовать себя бедным и несчастным, и очень скоро ваша жизнь начнет меняться к лучшему, к вам потянутся люди, появятся интересы, о которых вы раньше даже не подозревали.
Только одно умение радоваться успехам других даст вам лишний повод для положительных эмоций, а знакомые, видя вашу искренность, будут в большей степени вовлекать вас в круг собственных удач.
Перемены в жизни произойдут не мгновенно, но в том, что они произойдут, можно не сомневаться.
Павел Артемьев
из книги "Психология самопознания, или Как найти формулу жизни"
впервые опубликовано в блоге http://profitpsy.net
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Данный вопрос интересует многих, так как именно обида мешает нам нормально жить и развиваться.
ОтветитьУдалитьИнтересная и полезная статья. Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью. Я как будто получила обезбаливаещее. А когда душа не болит мозг начинает работать.
ОтветитьУдалитьОтличная статья! Спасибо! Верно сказала Лилия: "когда душа не болит, мозг начинает работать."
ОтветитьУдалитьДанный вопрос интересует многих, так как именно обида мешает нам нормально жить и развиваться.
ОтветитьУдалить