весна

весна

пятница, 7 января 2011 г.

Человек должен состояться или "куда мы растем"?



Цитаты из книги М. Литвака "Как узнать и изменить свою судьбу".

«….Многие люди разводят руками — судьба! Действительно, человеку каждый день много раз выпадает счастливый случай. Но он выбирает, если это его судьба, тот единственный, который приводит его к несчастью. Напрашивается вывод — имеется алгоритм, определяющий нашу судьбу. И если он неверный, то человека «зацикливает», а внешние обстоятельства являются лишь фоном его несчастий».

«….Лечение, особенно лекарственное, не может изменить судьбу "больного". Чтобы действительно помочь "больному", следует изменить его алгоритм, т. е. перевоспитать его. Но взрослого человека перевоспитать невозможно. Перевоспитать можно только самого себя!»

«…С. Моэм сказал, что он является самой важной фигурой, но при этом добавил: «...для самого себя». Так как я для себя самая важная фигура, то, естественно, должен к себе хорошо относиться и удовлетворять свои потребности. Поэтому я должен знать, что я собой представляю и что мне нужно. Еще Марк Аврелий говорил, что легче всего жить в соответствии со своей природой. Поэтому то, что трудно, — неправильно. Но свою природу необходимо знать.»

«….Итак, познай самого себя. Прежде всего я — биологический организм. Кроме того, являясь представителем и членом человеческого общества, в социально-психологическом плане я — личность. Оставим на время в стороне личность и займемся потребностями в плане биологическом. Кстати, у современного человека они те же, что и у его далекого предка (и генный набор не претерпел существенных изменений). Мои потребности определяют три инстинкта: пищевой, оборонительный и сексуальный. Они перечислены по степени важности для организма. Если я голоден, не нахожусь в безопасности, мне не до секса.»

«….Есть еще одна потребность, жаждущая своего удовлетворения. Но она молчит, пока не удовлетворены первые три. Это потребность удовлетворить чувство собственной значительности. Она почти молчит, пока не удовлетворены первые три, и уж совсем затихает, когда не удовлетворены первые две.»

«… Несколько слов о чувстве собственной значительности. Может быть, лучше назвать его желанием. Но дело не в термине. Я уверен, что вы понимаете, о чем идет речь. Суть его заключается в желании быть первым, единственным и неповторимым. Оно заставляет нас двигаться вперед, что-то делать даже после того, как, казалось бы, все уже достигнуто — человек не голодает, квартира есть, с женой прекрасные отношения, друзья не подведут, дети благополучны, стареющие родители не беспокоят. Но покоя нет, все время хочется чего-то еще. А. Маслоу говорил (и я с ним согласен), что жалобам конца не будет, и по уровню жалоб можно судить об уровне развития человека. И, конечно, когда человек жалуется, что не в состоянии удовлетворить пищевой и оборонительный инстинкты, он находится на низком уровне развития. Если же он недоволен своей сексуальной жизнью и огорчен тем, что не занял соответствующее его способностям социальное положение, то это свидетельствует о более высоком уровне развития».

«….Итак, чувство собственной значительности требует своего настоятельного удовлетворения после того, как удовлетворены первые три инстинкта, но удовлетворение его можно отложить на некоторое время, особенно, если не удовлетворены первые три. Но как только последние перестают беспокоить человека, все его неудобства и страдания связаны с неудовлетворением последнего.»

«….Чувство собственной значительности так же биологично, как и социально. Оно начинает беспокоить нас с момента зачатия и не покидает до самого последнего момента, пока мы находимся в ясном сознании.»

«…Как же удовлетворить чувство собственной значительности?

Есть только один путь, который может привести к этому, — это путь развития своих способностей, путь превращения способностей в навыки, то, что А. Маслоу называл самоактуализацией.»

«….Человек должен состояться. Образно выражаясь, все мы рождены «принцами» и «принцессами» для того, чтобы стать «королями» и «королевами». Но, к сожалению, на нас в процессе воспитания набрасывают «лягушачью кожу характера», в которой некоторые проживают всю свою жизнь, ибо нет такого волшебника, который бы ее с нас сбросил. Сделать это надо самому!»

«…. что такое «король» или «королева». Чтобы стать «королем», не обязательно занимать должность президента или крупного руководителя, чтобы стать «королем», не обязательно стать чемпионом мира в каком-нибудь виде спорта, чтобы стать «королем», не обязательно стать лучшим оратором или певцом. «Король» — это тот, кто умеет делать свое дело так, как его не умеет делать никто. Обратите внимание, я не сказал, «делать лучше всех» или «понравиться всем».

«….Повторяю, что каждый из нас создан в одном экземпляре. И стать «королем» можно, только научившись делать свое дело своим собственным способом так, как никто это делать не может, иметь свой стиль. Собственно человеком можно назвать только того, у кого в социально полезном деле есть свой собственный стиль. А. Маслоу считал людьми тех, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализация, или стремление стать «королем». Всех остальных он называл недочеловеками. И плохо, когда руководитель большого коллектива или страны не является «королем». Когда он тормозит движение «королей», они или борются с ним, или они разбегаются от него и идут в те места, где их развитие не тормозится.»

«…Потребность удовлетворить чувство собственной значительности столь настоятельна, что, если она не удовлетворена ростом «вверх», тогда она начинает удовлетворяться ростом «вниз» или «вбок», как поступает луковичка, которой мешает расти вверх ком земли, оставленный нерадивым огородником во время посадки.»



«Вот основные варианты такого ненормального роста «вниз» или «вбок»:

Варианты роста «вниз»:

1. Удовлетворение чувства собственной значительности за счет избыточного удовлетворения сексуального инстинкта. Один из моих клиентов, не сумев реализовать себя в своей профессии, сконцентрировал свои усилия на сексе. Возможности у него были действительно уникальные. Их реализация на некоторое время компенсировала неудачи в его профессиональных делах. Но когда у него случился сексуальный конфуз, у него развилась выраженная депрессия.

2. Удовлетворение чувства собственной значительности за счет избыточного удовлетворения оборонительного инстинкта. Это проявляется в двух вариантах:

— чрезмерное внимание к оборудованию своей квартиры или служебного кабинета;
— чрезмерное внимание к своей одежде.

Кстати, следует отметить, что при помощи удовлетворения оборонительного инстинкта некоторые пытаются удовлетворить сексуальный. Мы не против того, чтобы хорошо одеваться. Более того, у нас есть целый раздел психологической косметики и психологии моды, где наши подопечные проходят соответствующее обучение на тему того, как пользоваться косметикой и как одеваться. Но нужно помнить, что основное назначение одежды — охранять нас от холода или жары. Привлекать к себе сексуального партнера лучше тем, чтобы уметь понравиться ему не столько в одежде, сколько без нее. Но это значительно труднее, хотя и эффективнее, да и для здоровья полезнее. Но ведь физкультуру нужно делать! Гораздо проще подложить ватные плечики, чем накачать соответствующие мышцы!

«…..Еще раз напомню, где жили и что носили наши предки. Жили они в пещере и носили шкуры. Все это помогало удовлетворять оборонительный инстинкт. Сейчас мы живем в квартирах и носим одежды, и я не призываю вернуться в пещеры и надевать неотделанные шкуры. Но только следует помнить, что природа нам выделила душевные средства только на развитие самого себя, все должно идти на развитие самого себя. При чрезмерном внимании к квартире и одежде замедляется личностное развитие.»

«…..Кстати, если вы заметите чрезмерную заботу человека о своем имидже, знайте, что этот человек не вполне благополучен. Степень значительности обратно пропорциональна степени важности вида. Вы понимаете, что я не противник того, чтобы люди имели хорошие квартиры и хорошо одевались. Я против того, чтобы это становилось целью жизни.»

3. Удовлетворение чувства собственной значительности за счет избыточного удовлетворения пищеварительного инстинкта. Это проявляется стремлением накрыть стол теми блюдами, которые есть у вышестоящих, если не ежедневно, то хотя бы по праздникам. И как бывают огорчены такие люди, если не могут угостить своих гостей «как следует», сколько зря расходуется средств и нервов. Один из моих подопечных сознался, что когда он был в невротическом состоянии, то он почти регулярно ел черную икру, испытывая определенные материальные трудности. Теперь он понял, что делал это для удовлетворения чувства собственной значительности. Он получал удовольствие не столько от самой черной икры, сколько от того, что и он может себе это позволить. Когда улучшились его здоровье и материальное положение, а главное — он стал заниматься интересным делом и самоактуализировался, то черная икра у него лежит в холодильнике, но есть ее он забывает. Он так увлечен своим делом, что забывает поесть вообще.

4. Чрезмерная забота о детях. «Я живу ради детей», — с гордостью заявляют такие люди. Мне жалко таких детей. При тщательном анализе выявляется, что фактически живут не ради них, а скорее за их счет. Многие относятся к своим детям, как к психологическим поросятам, высасывая из них все соки. Ведь если ты не состоялся в деле, не реализовал свое желание быть значительным, то, общаясь с ребенком, ты можешь удовлетворить это чувство суррогатным извращенным способом. Ребенка тогда можно упрекать в том, что ты много для него сделал, запрещать ребенку делать то, что ему хочется, блокируя его развитие, да и мало ли что придумывают родители, сами не осознавая этого. Сколько детей заболевают оттого, что родители хотят сделать из них знаменитых музыкантов, врачей, полководцев, экономистов, государственных деятелей, не став сами таковыми, забывая при этом, что это их дети. И если им этого не удалось, то где гарантия, что это удастся их детям. Идет заласкивание или запреты, что одинаково вредно. Особенно страдает ребенок, если «ради него» живет бабушка или дедушка. Нередко последние покупают его любовь за счет подарков, которые он не заслужил. Это развращает ребенка, делает его пассивным, лишает цели существования. Ведь когда он станет взрослым, никто ему это даром делать не будет, а сам добиваться он не умеет. Да и родители и прародители не делают это даром. Ведь, одаривая ребенка, они рассчитывают на его признательность. Тем самым ребенок удовлетворяет чувство собственной значительности своих родителей и платит за это своим недоразвитием.

5. Чрезмерная забота о сексуальном партнере. К этому призывают нас многие книги. Между тем чрезмерная опека скорее тяготит, чем радует. Это на производстве (т. е. для личностного роста) нужно использовать тяжелую технику. В решении сексуальных вопросов она неуместна и производит разрушения. Поэтому от этих забот сексуальных партнеров начинает тошнить. Когда же герои лишаются своего сексуального партнера, они готовы покончить с жизнью. Вред этого очевиден. Особенно это заметно в молодежной и подростковой среде, которая не имеет цели в жизни. Все силы уходят в секс. Нередко во время таких неудач подростки пытаются покончить с жизнью.
….При внимательном анализе все равно видно стремление удовлетворить свои потребности. «У меня нет положительных эмоций. Жена является единственным источником радости», — заявил один преуспевающий бизнесмен, который ощутил свою духовную пустоту и бесцельность жизни после того, как закончился период накопления.

6. Чрезмерная забота о родителях. Одна из моих подопечных, женщина 47 лет, отказалась переехать в другой город, куда направляли ее мужа в связи с его значительным повышением. Она отказалась переехать из-за того, что этого не хотела ее мать, которая жила с ними. Хочу отметить, что физических трудностей, связанных с переездом, ни она, ни мать не испытали бы, так как служебное положение и материальное состояние мужа позволило бы ему организовать переезд так, что им просто следовало бы сесть в самолет, не имея в руках даже маленькой сумочки. Он не хотел ей перечить и отказался от повышения. Но вскоре запил, связался с другой женщиной, хотя раньше любовниц у него не было. У нее, конечно, развилось невротическое состояние. Хотя в конечном итоге он к ней и вернулся и даже в конце концов получил повышение, и она уже не противилась переезду, все равно прежнего счастья уже не было.



Варианты роста «вбок»:

1. Страсть к накопительству. Богатеть лучше постепенно, одновременно с личностным ростом. Тогда богатство становится твоим спутником. Если наоборот, то ты становишься спутником своего богатства, и в дальнейшем все усилия тратятся на его сохранение, а личностный рост притормаживается.

2. Стремление к власти. Эта идея хорошо показана в каком-то фильме, где король увлекается вышиванием, а его заставляют вершить государственные дела, к которым у него нет склонности. Из него не получился ни хороший король, ни хороший вышивальщик. Мне очень понравилось одно интервью, когда крупного ученого спросили, не хочет ли он пойти в политику. Он ответил: «Зачем? В политику идут те, кто ничего не умеет делать». Я его понял так, что плохи те люди, которые хотят иметь власть ради власти. Я знал одного фтизиатра, который мечтал стать главным врачом. Когда у него провалилась попытка стать главным врачом туберкулезного диспансера, он попытался стать главным врачом какой-либо другой больницы. В конце концов это ему удалось. Кстати, он довольно высоко поднял материальную базу больницы, но не смог нала дить лечебный процесс, так как многие квалифицированные врачи уходили, не желая терпеть его грубость. Затем он стал бизнесменом, вообще уйдя из медицины, потом чиновником в областной администрации. Наконец, он даже стал депутатом Государственной Думы. Я думаю, вы меня правильно поняли. Я не против участия в политике. Но этим должны заниматься профессионалы высокого класса, достигшие предела в своей профессии, и для реализации своих идей им нужна государственная власть, но как инструмент, а не как цель. Нужна так, как нужен физику синхрофазотрон.

3. Увлечения, хобби. Относительно благоприятная замена. Ведь хобби способствует развитию личности. Нередко хобби становится основным делом. Тогда это вообще великолепно. Так, мы знаем многих артистов, ставших звездами, которые начинали свой путь с художественной самодеятельности, а затем бросали свои специальности. Но многие так и сидят на двух стульях, не став ни тем, ни другим. Но все же это социально очень удобный способ удовлетворения чувства собственной значительности. Во-первых, человек что-то делает, совершенствуя свою личность, во-вторых, всем должности не дашь, а чувствовать себя первым должен каждый. Каждый умный начальник знает это и создает при своих предприятиях клубы культуры, стадионы, бассейны, кружки и пр.

Значительно хуже удовлетворяют чувство собственной значительности увлечения, связанные с посещением спортивных состязаний, чтением детективной литературы, просмотром «мыльных опер» и чтением сентиментальных романов. В это время он играет в футбол лучше, чем Марадона или Беккенбауэр, чувствует себя умнее лучшего детектива и уж, конечно, практичнее любого героя наших сериалов. А идентифицируясь с героями сентиментальных романов, какое-то время проживает, как и они, яркую жизнь. Правда, очнувшись, они замечают, что голы все-таки забивать они не умеют, им не удается разобраться в простейших жизненных ситуациях, а жизнь представляет унылую череду серых дней. Нет, чтобы самому поиграть в футбол, пойти на учебу или рискнуть изменить что-то в своей судьбе. Нет, они пробовали! Но там ведь какое-то время, пока осваиваешь новое дело, чувствуешь себя ничтожеством, дураком, серятиной. И человек опять все бросает и вместо того, чтобы быть участником, становится свидетелем. Но это все-таки относительно приемлемые способы. Умные руководители понимают это. И не жалеют вкладывать средства, например, в футбольную команду. Всем должностей не дашь. А здесь можно собрать до 100 тысяч неудачников, а учитывая радио и телевидение, то и миллионы, которые сбросят всю накопившуюся за неделю против своих начальников отрицательную эмоциональную энергию, а потом опять будут неплохо работать, выполняя чужие распоряжения. Нужно только, чтобы любимая команда почаще побеждала. Тогда и они будут чувствовать себя создателями этой победы. Известно, что у победы много отцов. Это поражение всегда сирота.

4. И совсем плохо удовлетворять чувство собственной значительности, совершая противоправные поступки и преступления. Это путь Герострата. Психологический анализ правонарушителей и преступников показывает, что в начале этого пути источником энергии было неудовлетворенное чувство собственной значительности и невозможность удовлетворить его социально приемлемым путем из-за скуки учебного процесса, неразберихи на производстве и оскорблений и унижений в семье.

5. Пристройка к гению («звезде», авторитету). Существует два варианта пристройки: пристройка сверху и пристройка снизу. Пристройка сверху — это немотивированная критика, травля, уничтожение. Пристройка снизу — почитание, восхищение, благоговение. Я теперь понимаю, почему люди рвутся на престижный спектакль или концерт, где выступают звезды, футбольный матч с известными футболистами, встречи с известными людьми. Это не для того, чтобы получить реальную пользу или наслаждение. Многие и не понимают творчества известного лица. Все это делается для того, чтобы удовлетворить чувство собственной значительности. Те, кто удовлетворяет его путем личностного роста, обычно не имеют на это времени, даже если есть и средства. Да и за границу многие ездят для того, чтобы невзначай сказать: «Когда я был в Париже, то...» (остальное не имеет значение; основная мысль заложена в этой фразе).

Часто один и тот же человек по отношению к одному и тому же выдающемуся лицу в разные промежутки времени может занимать разные позиции. Так, фанаты футбольной команды «Спартака» или того или иного футболиста в зависимости от его успехов готовы вознести его на небо или сбросить в бездну. В истории футбола описан случай, когда болельщики убили футболиста за то, что тот забил гол в свои ворота. Если бы он забил гол в ворота команды противника, его бы носили на руках. Правильно говорил А. С. Пушкин: «Не дорожи любовию народной». Уверен, что многие из тех, кто сейчас восхищается В. Высоцким и хвастается тем, что оказывал ему те или иные услуги, во время его жизни были ярыми его гонителями. Голос тех, кто действительно ценит его талант, я думаю, не слышен. Я написал статью «Психология предательства», где рекомендую не подпускать к себе близко тех, кто вами восхищается. Гении и таланты, берегитесь! Помните, что у каждого Моцарта есть свой Сальери!

6. Сутяжничество. В поисках «справедливости» свои жалобы по довольно мелкому вопросу они направляют в разные инстанции и за один-два года достигают вершины «карьеры». Их жалобы рассматривают уже «генералы» и «маршалы». Одному такому сутяге, отставному военному, который хлопотал об увеличении пенсии, ссылаясь на несправедливости, которые, с его точки зрения, допустили к нему при увольнении в запас, решили пойти навстречу (его жалобу разбирал заместитель министра в звании генерала армии) и предложили оформить группу инвалидности. Вы думаете, он согласился? Как бы не так! Он тут же потребовал, чтобы ему присвоили звание полковника (он был уволен подполковником). В этом ему отказали. И он стал жаловаться дальше. Но если бы удовлетворили бы и эту его претензию, то он нашел бы другую. Прекращая жаловаться, он сразу становился никем. Атак все-таки дошел до «самого» генерала армии. Нет чтобы самому стать генералом! Многие, наверное, запомнили строптивого старика из повести К. Дойля «Собака Баскервилей», который судился со всеми, с кем только можно в округе, и этим удовлетворял чувство собственной значительности.

7. Антисоциальные поступки от мелких нарушений порядка в школе и на производстве вплоть до тяжелых преступлений с переносом своей деятельности в мафиозную среду.

8. И, наконец, самый быстрый способ удовлетворения чувства собственной значительности — заболеть неврозом. Для этого нужно просто ничего не делать. Я не люблю несчастных людей. Когда мне говорит человек, что он самый несчастный, то я обращаю внимание на слово «САМЫЙ». При помощи болезни человек становится «САМЫМ-САМЫМ» в собственных глазах и на некоторое время в глазах родственников и врачей. Болезнь становится профессией, а пациент с ее помощью делает довольно быстро карьеру.

«…Я думаю, что такие больные больше любят лечиться в клиниках институтов, чем в обычных стационарах, не только и не столько потому, что там лучше лечат, сколько потому, что там лучше удовлетворяется чувство собственной значительности. Одни обходы чего стоят. Во главе заведующий кафедрой, доктор наук, профессор, затем два или три доцента, куча ординаторов, интернов и стажеров. И все это для него. А он с упоением и восторгом рассказывает о своих ощущениях и переживаниях, методах обследования и лечения, которым подвергся и которые хочет еще провести, о тех лекарствах, которые принимал и которых не знает лечащий врач. Да, это работа профессионала! А если он выздоровеет, что его ждет? Прозябание на работе, которую он не умеет толком выполнять, замечания начальника, презрение жены! Нет, выздоравливать никак нельзя! Только некоторое улучшение и последующее обострение! (Хочу подчеркнуть, что сами больные этого не осознают. А если это доходит до их сознания, то они быстро выздоравливают, начав заниматься продуктивной деятельностью, которая и позволяет развить способности и удовлетворить чувство собственной значительности.) Многие видные психотерапевты говорили, что больные не хотят вылечиться от невроза. И когда возникает такая угроза, они нередко покидают этого врача!»

«Итак, стать счастливым можно, только постоянно удовлетворяя чувство собственной значительности, и единственный нормальный способ — это личностный рост.»

М. Литвак "Как стать счастливым"
опубликовано в блоге http://profitpsy.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...